Развитие ребенка – вещь непунктуальная. Поэтому, если малыш не успел освоить ползание к 7 месяцам, он справится с этой задачей позже. Освоение нового происходит нелинейно – кто-то опережает сверстников, другому каждый этап дается чуть сложнее.
Но есть ситуации, которые не укладываются в понятие типичного нормального созревания. Есть список определенных признаков задержки развития ребенка для каждого возраста, по которым можно определить наличие проблем. В медицине их называют «красные флаги».
Что считать тревожным сигналом? На что обращать внимание родителям – расскажем далее в статье.
Тревожные признаки задержки развития
В каждом периоде малыш осваивает определенные навыки – телесные и психологические. Это и умение пользоваться телом, и желание исследовать пространство вокруг, и инициативность. Для удобства диагностики развития у детей мы разделили проблемы по возрастам.Далее мы приведем список состояний для разных возрастных групп. Если родитель отмечает у ребенка один или несколько стойко сохраняющихся признаков из списка — визит к педиатру откладывать не стоит:
Признаки, которые могут встречаться у детей с проблемами в развитии в возрасте от рождения до 3 месяцев:
- Старается отклонять и поворачивать голову лишь в одну сторону.
- Предпочитает сохранять однотипную позу – например, выгибает спину или поворачивает голову и остается в таком положении.
- Пользуется телом ассиметрично, в большей степени одной стороной.
- Сильно выгибает спину, наблюдается скованность мышц или наоборот – их чрезмерная вялость.
- Кушает плохо, не набирает вес, часто испытывает раздражение в процессе кормления.
- Часто лежит в одном положении, из-за чего изменяются кости черепа – затылок или голова по бокам становится плоской.
- Имеет родовую травму и другие осложнения при родах (переломы, отеки и подобное).
ВАЖНО: движения у 2-месячных детей в принципе хаотичны, поэтому трудно понять, что у ребенка неврологические проблемы или нарушения опорно-двигательного аппарата. Обращайте внимание на чрезмерные реакции: предпочтение одних и тех же движений, гипертонус или слабость мышц, изменения формы головы.
Ближе к 3 месяцу дети двигаются все более симметрично. Они держат голову прямо, подносят одинаково хорошо и левую, и правую ручку ко рту. Малыши все чаще могут касаться сами себя, тем самым получают представления о собственном теле, исследуют, понимают его границы и возможности.
Более скоординированными становятся и движения глаз.
Причина развития зрения – окрепшие мышцы шеи и возможность удерживать голову. Дети начинают следить за предметами, перемещающимися из стороны в сторону, и теми, что находятся ниже уровня глаз. У 3-месячного малыша можно наблюдать, как при фокусировке на близкий объект глаза поворачиваются навстречу друг другу, а при рассмотрении удаленного – отдаляются друг от друга.
Отдельный бонус этого возраста – уменьшение неудобства при лежании на животике. Младенцу становится комфортна поза, он поднимает и удерживает голову, слегка поворачивает ее в разные стороны, уверенно опирается на предплечья.
Признаки, которые могут встречаться у детей с проблемами в развитии в возрасте от 4 до 6 месяцев:
- Выгибается дугой сильно или в течение длительного времени сохраняет позу.
- Не переворачивается на бок самостоятельно после 5 месяцев.
- Постоянно держит одну или сразу две ручки сжатыми в кулак.
- Тянется за игрушкой только в одну сторону или старается опираться только на одну руку.
- Не пробует разные варианты перемещения по полу, пользуется однотипными движениями.
- В полгода плохо удерживает положение сидя, заваливается назад или вперед.
В 5-месячном возрасте ребенок учится смещать вес тела из стороны в сторону. Новый навык позволяет быть более устойчивым, отталкиваться одной стороной тела и тянуться за предметами. Движения становятся разнообразнее – лежа на животе, дети могут вытягивать руки и сгибать их снова, будто выполняя отжимания, переворачиваться, перекатываться, разворачиваться по кругу.
В полгода ребенок уверенно чувствует себя на полу: перекатывается, переворачивается на животе, вращается. Это время «предползания», когда детки учатся перемещаться в пространстве, катаясь на попе. Также они могут останавливаться в моменте – начав любое движение, прекращать его по собственному желанию, а не двигаться по инерции.
Интерес к предметам усиливается – малыши тянутся и двигаются по направлению к конкретному предмету (например, пульту от телевизора с кучей кнопочек), а затем тянут его в рот для получения нового опыта, не иначе. Такая активность обусловлена физическим развитием – мышцы крепнут, голова держится увереннее, получается сидеть ровно, если родитель помог принять вертикальное положение. Если малыш не ползает, не сидит сам или сильно округляет спину в процессе, значит, еще не время для новых подвигов.
Признаки, которые могут встречаться у детей с проблемами в развитии в возрасте от 7 до 9 месяцев:
- Ползает лежа на спине, отталкиваясь ногами или подпрыгивая на попе.
- Не может свести руки по средней линии, например, пытаясь схватить игрушку двумя руками.
- Сидит только с поддержкой взрослых, либо заваливается вперед/назад.
- Мало опирается на предплечья, редко переносит вес на кисти рук.
- Старается остаться в одном положении, не исследует пространство вокруг себя.
- Использует стороны тела неравномерно – например, при ползании отталкивается от пола только правой ножкой.
- Сидит специфически – широко расставляет ноги или подгибает их под себя буквой W (колени впереди, ступни сзади, голени вдоль бедер).
Важно само желание малыша двигаться – это формирует базу для формирования двигательных навыков. Если ребенок двигается неохотно и мало, он получает меньше сенсорного опыта и формирует слабый мышечный корсет, что может привести к задержке развития ребенка в будущем.
Маленький 8-месячный «ураган» уже мало что остановит. Детки становятся любопытнее, быстрее меняют положение тела – сами садятся, встают на четвереньки и ползут по направлению к цели. Все, чего раньше не касалась рука вашего ребенка, становится дико интересными объектами – от маминой помады до папиного телефона. Сынок или дочка быстро соображают, как дотянуться до вещей, пробуют их на вкус, пытаются забраться на лестницу и низкую мебель. Важно обращать внимание, как сидит младенец. Широко расставленные ноги могут компенсировать слабый постуральный контроль, когда вестибулярный аппарат и мышцы плохо удерживают вертикальное положение.
В 9 месяцев весь мир становится большим аттракционом. Детки взбираются на мебель, спускаются по лестнице под присмотром взрослых, подтягиваются, чтобы взять игрушку со стола. Маленькие скалолазы держат родителей в напряжении и одновременно развивают пространственное представление о высоте, расстоянии до предмета, направлении, а также ощущения равновесия, ускорения или замедления.
Признаки, которые могут встречаться у детей с проблемами в развитии в возрасте 10 месяцев до 1 года:
- Использует ограниченное число движений, не экспериментирует.
- Ползает в одном направлении, неохотно перемещается в пространстве, не исследует его.
- Выбирает пользоваться одной стороной тела – к примеру, опирается всегда на одну и ту же руку.
- Двигается ассиметрично – например, одна нога развита хорошо, ей отталкивается от пола, а другую подтягивает.
- Ходит или стоит на цыпочках, редко – на полной стопе.
- Ждет, что взрослый поднимет, посадит, подаст игрушку и не проявляет инициативу сам.
- Плохо хватает предметы ладонью, не может взять предмет щипковым захватом (2-3 пальцами).
Оттачивают движения и удивляются новому – вот чем заняты 10-месячные младенцы. Они постоянно экспериментируют с предметами, могут входить и выходить из комнаты, прятать игрушки в коробку и доставать их обратно. Дети становятся более коммуникабельными и пробуют отвечать на действия взрослых, подражать им. Например, махают на прощание или прячут лицо в ладошки, играя в прятки.
Ближе к 11 месяцам ребенок неплохо прокачал мелкую моторику, уверенно стоит без помощи взрослых, делает первые шаги, контролирует захват предметов и активно использует усвоенные навыки на практике – лепит, стучит, показывает пальчиком на иллюстрации в книге. Скачок в развитии происходит в зрительном восприятии – младенец исследует вещи взглядом и уже далеко не каждый предмет отправляется в рот.
За все усилия, проделанные за год, ребенок получает награду – сенсорный опыт, базовые навыки, ощущение собственной схемы тела и возможность осваивать разные сложные сценарии движения. Поэтому важно заложить качественную основу развития еще в младенчестве – не ограничивать ребенка и дать ему приобрести разнообразный опыт.
Что повышает риск задержки развития?
- Преждевременные роды – недоношенные дети с низким весом при рождении чаще сталкиваются с заболеваниями и отставанием в развитии.
- Употребление психоактивных веществ – если в процессе вынашивания мать употребляла алкоголь или наркотики, малыш может отставать в росте, иметь неврологические и другие нарушения.
- Заболевания и эмоциональные потрясения – могут вызвать регресс в навыках, когда младенец останавливается в развитии или откатывается назад.
Любые изменения – повод обратиться к педиатру. Ранее выявление проблемы дает вам фору, сможете вовремя получить лечение и затем нагнать упущенные возможности.